ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МКДОУ «Детский сад №5 п. Ракушка"»
Описание образовательной программы
Программа разработана в соответствии с Федеральной
программой дошкольного образования (утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028) и Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, в редакции от 08.11.2022),
(далее – ФГОС ДО).
При разработке Программы
учитывались следующие нормативно правовые документы:
1. Конвенция о правах
ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР
15.09.1990).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», (с изм.
и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
3. Федеральный закон 24 июля
1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации», (ред. от 28.04.2023).
4. Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года
№ 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. №
32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
6. Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
7. Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования».
8. Приказ Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №
761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования».
9. Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об
утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Программа позволяет реализовать несколько
основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста
как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и
культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными
средствами;
2)
создание единого
ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на
приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3)
создание единого
федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от
рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего
ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия
ДО, вне зависимости от места проживания.
Программа состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть соответствует Федеральной программе
(далее – ФОП) и, согласно ФГОС ДО, составляет не менее 60% от общего объема Программы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более
40% и ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий,
в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная
деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных
программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени
соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям
педагогического коллектива и ДОО в целом.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
разработана на основе:
2.
Парциальной
программы «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7
лет «Цветные ладошки», автор И.А. Лыкова.
3.
Парциальной
программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», автор
Л.Л. Тимофеева.
4.
Парциальной
программы по физическому развитию детей 3-7 лет «Малыши-крепыши», авторы О.В.
Бережнова, В.В. Бойко.
5.
Регионального содержания.
Программа включает в себя учебно-методическую
документацию, в состав которой входят рабочая программа воспитания (далее –
Программа воспитания), примерный режим и распорядок дня дошкольных групп,
календарный план воспитательной работы (далее – План) и иные компоненты.
В Программе содержатся целевой, содержательный и
организационный разделы.
В целевом разделе представлены: цели, задачи, принципы
её формирования; планируемые результаты освоения Программы в младенческом,
раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы;
подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел включает задачи и содержание
образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех
возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное,
речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены
описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и
способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей
работы (далее – КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее – ООП) различных целевых групп, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая
программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной
работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным
ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел включает описание
психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; организации
развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОО;
материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания. Раздел включает примерные
перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений
изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных
возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра
анимационных произведений.
В разделе представлены примерный режим и распорядок
дня в дошкольных группах, федеральный календарный план воспитательной работы.
Дошкольной организации предоставлено право выбора
способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных
условий, предпочтений педагогического коллектива ДОО и других участников
образовательных отношений, а также с учётом индивидуальных особенностей обучающихся,
специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
При соблюдении требований к реализации Программ и
создании единой образовательной среды создается основа для преемственности
уровней дошкольного и начального общего образования.